Замена рельсов

Сплошная замена рельсов производится при значительном изнашивании всех рельсов на некотором протяжении или же при замене старого типа рельсов новыми. Одиночная замена рельсов всего чаще производится при лопании их (поперечном изломе), отслаивании верхушки рельса, при продольной трещине в головке или отламывании головки от шейки.

Сплошная замена рельсов производится так же, как одиночная, если рельсы заменяются новыми такой же длины. Для успешности работ производят выемку сразу нескольких звеньев. Если приходится заменять рельсы новым типом, то попутно придется сделать новое размещение под ними шпал. Поэтому желательно приурочить такую работу к сплошной замене шпал и эти две работы производить одновременно.
Одиночная и сплошная замена рельсов производится на закрытом для движения локомотивов участке железнодорожного пути.
Если рельсы сами по себе не износились, а только сбились концы, то такие рельсы можно обрубить с концов между первым и вторым отверстиями, просверлив новое отверстие. Таким образом происходит экономия средств на покупке рельсов путем их повторного использования.

Замену рельсов проводят в такой последовательности:
- снимают стыковые болты;
- расшивают рельс;
- выкантовывают его наружу колеи;
- надвигают новый рельс;
- ставят накладки;
- устанавливают стыковые соединители;
- охватывают стыки четырьмя болтами;
- пришивают рельс двумя костылями через шпалу по шаблону;
- забивают остальные костыли без шаблона;
- устанавливают противоугоны;
- пополняют число болтов в стыках до нормы;
- убирают старые рельсы.
При раздельном скреплении рельсов:
-сначала очищают скрепления от грязи;
-устанавливают дополнительные шайбы;
-смазывают стыковые болты;
-если применяются шестидырные накладки, то, кроме того, снимают по одному среднему болту на стыкующихся концах подлежащего смене рельса и примыкающих к нему рельсов;
-опробуют и смазывают клеммные болты.
Далее выполняют основные работы:
- у подготовленного к укладке рельса, лежащего внутри колеи, выдёргивают костыли;
- снимают клеммы с болтами на стыковых шпалах;
- снимают болты и демонтируют стыки;
- отвинчивают гайки клеммных болтов и снимают клеммы с болтами;
- сдвигают сменяемый рельс на концы шпал и убирают его на обочину;
- обметают подкладки и поправляют прокладки;
- надвигают новый рельс;
- устанавливают накладки и соединяют их четырьмя стыковыми болтами;
- устанавливают клеммы с болтами;
- завинчивают гайки клеммных болтов.

По окончании основных работ по замене рельсов проверяют размер колеи и планируют балластную призму.
Сплошная замена рельсовновыми, сопровождаемая работами в объеме среднего или усиленного среднего ремонта пути, выполняется в период между усиленными капитальными ремонтами она включает в себя сплошную замену рельсов и скреплений и комплекс работ в объеме усиленного среднего или среднего ремонтов пути.
Сплошная замена рельсов старогодними на участках проведения усиленного среднего ремонта на железобетонных шпалах в случаях, когда на фронте работ имеются участки с дефектными рельсами.
Сплошная замена рельсов старогодними на участках с рельсами типа Р65 без термической обработки или типа Р50 и легче и здоровым шпальным хозяйством и балластным слоем. В этом случае замена рельсов сопровождается подъемочным ремонтом пути.
Дополнительная сплошная смена рельса в кривых участках ж.д пути новыми или старогодними назначается по величине бокового износа их головки, регламентированной Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути и сопровождается подъемочным ремонтом или планово-предупредительной выправкой.
Сплошная замена металлических частей стрелочных переводовдолжна совпадать по времени со сплошной заменой рельсов при условии пропуска по стрелочным переводам не менее 2/3 нормативного тоннажа и наличии негодных брусьев.